Яркой страницей в истории Рисовальной Школы Императорского Общества Поощрения художеств старейшего учебного заведения стала творческая деятельность талантливых учениц так называемого рериховского периода (Н.К. Рерих возглавлял Школу с 1906 по 1918 год). Заведение имело статус художественно-промышленного направления, в связи с чем учебный процесс проходил в контакте с предприятиями и организациями, представлявшими различные сферы жизни общества. В эти годы деятельность Школы широко освещалась в периодической печати. Ученические выставки были доступны для посетителей и прессы. О педагогах и учениках писали известные критики: А. Бенуа, С. Маковский, И. Лазаревский, Н. Брешко-Брешковский, О. Базанкур.
Значительную часть успешных воспитанников Школы составляли ученицы. Женщины-художницы были гордостью Школы и подавали большие надежды. Их учили известные мастера – в основном, мирискусники – Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, В.А. Щуко, А.А. Рылов, Г.М. Бобровский, К.Х. Вроблевский, А.Э. Линдеман, Н.П. Химона, А. Щусев, А.Р. Эберлинг, С.П. Яремич и др. Ранние работы учениц известны сегодня благодаря «Сборникам работ учащихся школы И. О. П. Х.», выпуск которых был начат в 1910 г. по инициативедиректора школы Н.К. Рериха.
Однако проследить дальнейший творческий путь многих из учениц довольно сложно. Одной из причин является смена фамилий после замужества. О некоторых художницах, к сожалению, на сегодняшний день имеются лишь обрывочные сведения, о других, вообще, нет информации. Но в период обучения их творчество было востребованои оставило определённый след в русском искусстве на данном этапе, укрепив понятие «женщина – художник». Проблемой изучения жизни и творчества художниц является то, что после событий 1917 года менялись устоявшиеся каноны в искусстве и культуре, и не все принимали новую политику страны. Некоторые уезжали (Мария Завадская, в замужестве Понизовкина; Елена Попова, в первом браке Билибина, во втором Питтс). Другие были репрессированы и рано ушли из жизни (Елена Земляницына, принявшая монашеский постриг; Евгения Соснина-Пуцилло, научный сотрудник Рыбинского художественного музея).
Художницам, оставшимся в стране, выпало на долю творить в Советской России. Они работали в разных сферах художественной деятельности и априори участвовали в формировании и развитии советского искусства и культуры. Прежде всего назовём художниц-фарфористок: Ренэ О’Коннель-Михайловскую, Александру Щекатихину-Потоцкую, Марию Лебедеву, Ольгу (Киру) Воронец. Много лет проработала на ювелирной фабрике Нина Фогт (в девичестве Вехтерштейн) – известная художница-эмальер.Успешно работала в книжной графике Антонина Вестфален. Известны живописные работы Антонины Маковской-Плевако (благодаря ей сохранено наследие её мужа А.В. Маковского).
Произведения женщин-художниц – выпускниц школы Рериха находятся во многих музеях России, в том числе центральных. Также их работывходят в частных собрания и пользуются спросом у коллекционеров.
Как сложились судьбы названных художниц и других выпускниц Школы Рериха можно узнать на лекции Светланы Ляшенко – кандидата искусствоведения, научного сотрудника АНО «Центр культурных и научных проектов “АРС”», автора ряда статей о педагогах и ученицах Школы.
Лектор: Светлана Ляшенко, кандидат искусствоведения, автор ряда статей, посвященных преподавателям и ученицам рисовальной школы ИОПХ.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.